VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и содержание правового регулирования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006558
Тема: Понятие и содержание правового регулирования
Содержание
3













































ВВЕДЕНИЕ

Чтобы общество было организованным, должно существовать согласование различных интересов как человека отдельно, так и общества в целом. Происходит это с помощью социального регулирования, а это значит воздействия на поведение людей. Главную роль в системе социального регулирования занимает правовое регулирование. «Узкий подход к оценке роли права (рассмотрение его только с точки зрения возможностей правового регулирования) привел к тому, что в юридической литературе возник вопрос о том, допустимо ли вообще говорить о регулировании общественных отношений».

Тема данной работы актуальна, так как правовое регулирование – это воздействие на общественные отношения, а значит на общество. Правовое регулирование обеспечивает реализацию позитивных интересов граждан. 

Особый интерес к данной проблеме обусловлен необходимостью повысить организующую, творческую роль права в жизни общества, исследовать проблемы воздействия права на экономические отношения, на поведение людей.

Целью является описание сущности правового регулирования. Изучить понятие и содержание правового регулирования, дать характеристику его предметно-методологическим основам, определить особенности предмета правового регулирования, которые обусловлены различными способами осуществления правового регулирования и содержанием отношений, которые возникают в процессе упорядочения общественных отношений.

Для раскрытия цели рассматриваются следующие задачи:

- описать понятие, предмет и метод правового регулирования;

- выделить способы и типы правового регулирования;

- рассмотреть механизм правового регулирования.

Объектом исследования выступают общественные отношения, которые складываются в ходе реализации норм права.

Предмет исследования – нормы российского права, регулирующие публичные правоотношения. 

Теоретическую основу составили работы ученых по конституционному праву, теории государства и права, материалы научных и практических конференций по различным аспектам исследуемой проблемы. Вопросам теории правового регулирования посвящены научные работы таких ученых, как Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, В.М. Горшенева, Н.И. Дивеевой, В.Б. Исакова, Э.В. Кузнецова, В.Н. Протасова, Н.В. Путило.

Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, действующее законодательство Российской Федерации, нормативно-правовые акты, постановления, решения и определения высших судебных инстанций Российской Федерации.

Информационной базой послужили Конституция Российской Федерации, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления и определения Верховного Суда Российской Федерации, а также информация сети Интернет, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблематики.

Методология исследования включает взаимосвязанные приемы и способы, при помощи которых осуществляется процесс познания в данной области. В ходе работы использованы методы анализа, синтеза, гипотезы, а также статистический и социологический методы исследования. Используется метод рационализации правового регулирования, предполагающий рационализацию правового персонала, которая являет себя в четком определении субъектов правового регулирования (их статуса, полномочий, иерархию), в непременной динамике профессионализма, позволяющей основным субъектам правового регулирования основательней осознавать право как средство, использование которого способно привести к достижению предсказуемых, осознаваемых результатов (последствий).

Практическая значимость работы может заключаться в возможности использования ее в качестве материалов для подготовки предложений по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации, и для подготовки курса лекций по данной тематике.

























ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Понятие и предмет правового регулирования

Под правовым регулированием следует понимать осуществляемое при помощи права и всей совокупности правовых средств юридическое воздействие на общественные отношения.

Право потому и возникает, что в соответствии с требованиями экономического базиса на определенной стадии развития общества оказывается необходимым при помощи юридических средств упорядочить общественные отношения, ввести их в определенные рамки, обеспечить их дальнейшее развитие, словом, известным образом юридически воздействовать на них.



Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Регулирование бывает внутреннее (саморегулирование) и внешнее (со стороны кого – либо). В.В. Лазарев уточняет вопрос о сфере и пределах правового регулирования. Он отмечает, что «…их правильное определение необходимо для того, чтобы исключить использование юридических инструментов  в сферах взаимодействия людей, требующих иных средств социальной регуляции».

Человеческому обществу характерна та или иная степень организованности, упорядоченности. Вызвано это необходимостью согласования потребностей, интересов как человека отдельно, так и общества людей (больших или малых социальных групп). Достигнуть такого согласия можно социальным, в том числе правовым, регулированием.

Воздействие права на людей и общество начинается с осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких-либо жизненных ситуаций. В некоторых условиях люди действуют согласно праву даже при отсутствии или вопреки действующим юридическим предписаниям.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым. Если под воздействием законодательного акта или его норм возникают последствия, которые не предусмотрены законодательством, или противоречат целям законодателя, то такое воздействие не будет считаться правовым регулированием. Также воздействие, которое осуществляется неюридическим путем нельзя считать правовым регулированием.

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права контролирует свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений.

В качестве более конкретного предмета правового регулирования иногда называют общественно значимое поведение людей. Однако понятие «общественные отношения» богаче по содержанию, так как включает, в частности, разнообразные связи между людьми.

Общественные отношения, подвергаясь правовому регулированию, не теряют своих свойств, то есть они остаются социальными, духовными, экономическими, политическими и т.д. Правовому регулированию подвергаются только те общественные отношения, в которых есть волевой, сознательный элемент. Это означает, что общественные отношения в той или иной мере должны зависеть от воли людей. Чем меньше отношение от этого зависит, тем меньше возможностей его урегулировать. Например, экономические отношения, связанные со спросом и предложением, установлением стоимости товара, объективны и мало зависят от воли конкретных лиц. Поэтому попытки «отменить» такие отношения приводят к тому, что они все равно существуют, развиваются по своим законам, как это показал советский период истории нашей страны.

Виды и стадии правового регулирования

К видам правового регулирования относится:

Централизованное (осуществляется из единого центра в масштабе всей страны);

Децентрализованное (подчинено централизованному, осуществляется участниками правоотношений в качестве дополнения централизованного, его доурегулирования);

Нормативное (деятельность субъектов правотворчества по установлению норм права (общих правил поведения);

Индивидуальное (деятельность участников правоотношений по конкретизации норм права - путем самостоятельного решения юридически значимых вопросов, нормативное регулирование которых законодателем не является исчерпывающим, допускает дополняющее регулирование).

Процесс воздействия права на поведение людей и общественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких-то жизненных ситуаций. Как уже упоминалось, в некоторых условиях люди действуют по праву даже при отсутствии или вопреки действующим юридическим предписаниям. Например, в условиях «товарного» голода, дефицитности тех или иных товаров люди совершают сделки купли-продажи не по закону, а по традиционным правилам, предусматривающим право продавца и покупателя самим определять цену товара. В условиях тоталитарного политического режима люди, несмотря на угрозу применения к ним карательных юридических санкций, реализовали свое естественное право на свободу мысли и ее высказывание.

Эти и другие примеры свидетельствуют о регулятивной роли права до его фиксации в виде формально определенных норм, принятых и гарантированных государственной властью.

Регулятивное воздействие права наиболее зримо и эффективно начинается с издания законотворческими органами государства нормативных актов. Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права – первая стадия правового регулирования, когда создается его нормативная основа. На этой стадии введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организации) очерчивается круг возможных прав и обязанностей.

Правовой статус гражданина определяется, прежде всего, конституционным законодательством, а также другими нормативно-правовыми актами. Правовое положение организаций опосредуется нормативными актами, устанавливающими их компетенцию, объем прав и обязанностей. Например, ст. 152 ГК РФ предоставляет гражданину или организации право требовать по суду опровержения порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию сведений. В данной норме закреплена возможность любого члена общества обратиться за защитой своей чести, достоинства, репутации в суд.

На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления.

Кроме того, на первой стадии реализуются информативные возможности права, оказывается активное воздействие на сознание, волю, а значит, и на активное поведение людей в сфере правового регулирования.

На второй стадии правового регулирования происходят индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности. Здесь участники правовой жизни «наделяются» способами поведения, вытекающими из норм права и условий конкретной правовой ситуации, осуществляется индивидуализация их прав и обязанностей.

На этой, второй, стадии у конкретного человека или организации, чьи честь, достоинство или репутация были опорочены каким-то другим членом общества, возникает согласно ст. 152 ГК РФ конкретное право обращения в суд, а у судебного органа появляется обязанность принять исковое заявление к рассмотрению.

Вторая стадия – стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого правоотношением.

Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении).

Так, цель правовой защиты чести и достоинства, деловой репутации гражданина или организации будет достигнута, когда, например, порочащие сведения, опубликованные в средствах массовой информации, будут по решению суда опровергнуты, а потерпевшему возмещен моральный вред и другие убытки.

Стадия реализации прав и обязанностей может занимать длительный временной период, например, в длящихся правоотношениях (состояние в брачно-семейных, трудовых отношениях) на этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия на пути их достижения, реализуется правоохранительная функции права.

1.3 Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критериев разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей.

С. С. Алексеев выделяет следующие способы правового регулирования: а) дозволение – предоставление лицам права на свои собственные активные действия; б) запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; в) позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности активного поведения (что-то сделать, передать, уплатить и т.д.).

В.В. Лазарев называет те же способы правового регулирования, но несколько в иной последовательности: а) позитивное обязывание; б) дозволение; в) запрещение.

Притом он уточняет, что «…метод – это совокупность юридических способов правового регулирования, а способы – это своего рода «строительный материал», «юридическое вещество» составляющее метод».

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования:

Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав). Дозволение связано с предоставлением субъекту возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги). Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

- поощрение - выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

- рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик. Связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа могут совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения. Основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа могут совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь, в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

?















ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1 Понятие и элементы механизма правового регулирования

Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. Правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности.

Каждый из этапов и юридических элементов правового регулирования вызывается к "жизни" в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание. Понятие, обозначающее данную стадийность юридического управления и одновременно участия в нем совокупности юридических средств, получило в литературе наименование "механизм правового регулирования".

Таким образом, механизм правового регулирования – это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

А.В. Малько указывает, что «цель механизма правового регулирования – обеспечение беспрепятственного движения интересов субъектов к ценностям, т.е. гарантированность их справедливого удовлетворения».

Из вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.

Цель механизма правового регулирования – обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей.

По мнению И.П. Слободянюк, Е.В. Макагон, «в настоящее время понятие «механизм правового регулирования» применяется  как способ функционирования и система средств воздействия, как юридическая надстройка в системном «работающем» виде».

Механизм правового регулирования – специфический "канал", соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.

Принято считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования – регулировать общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях.

"Преодоление препятствий" – то же не главное. Ведь в подавляющем большинстве случаев никаких препятствий не возникает, все протекает нормально, закономерно. "Преодоление препятствий" – это нечто само собой разумеющееся, на этом не следует специально акцентировать внимание, они лишь возможны, потенциальны.

Механизм правового регулирования – система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Это уже формальный признак, который свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой – все же взаимосвязанных общей целью в единую систему.

Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.

Механизм правового регулирования – организационное воздействие правовых средств, позволяющих в той или иной степени достигать поставленных целей, результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для становления развития полезных общественных отношений.

В связи с тем, что механизм правового регулирования – сложное понятие, включающее систему правовых средств, возникает потребность ограничить его от другой не менее сложной категории, как например "правовая система". Тем более что, на первый взгляд, у них весьма схожие определения.

Так, под правовой системой обычно понимают совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении.

Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, обеспечить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, юридического обеспечения.

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:

норма права;

юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);

правоотношение;

акты реализации прав и обязанностей;

охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования - норма права, правосознание, режим законности и др.

2.2 Стадии механизма правового регулирования

Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующую стадию. Более того, именно в рамках тех или иных стадий вышеназванные элементы только и могут осуществляться. Потому пять стадий механизма правового регулирования весьма жестко связаны с его элементами.

1. На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.). Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как норма права.

2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве "спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому "каналу".

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый "последний момент".

Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а, следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов.

Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.

Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.

Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

3. Третья стадия – установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворить, а какая – обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах иного управомоченного (обязанность).

В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в персонифицированное правило поведения для соответствующих субъектов.

Правоотношение конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение.

4. Четвертая стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей – позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей – это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, то есть осуществляются в поведении конкретных субъектов.

Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. «При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом  свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а так же от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению». Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.

5. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Данная факультативная стадия (осуществляется лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.

2.3 Эффективность механизма правового регулирования

«Под эффективностью правового регулирования подразумевается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью».

В современных условиях можно выделить следующие направления повышения эффективности правового регулирования.

1. Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать.

Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения.

Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования, это значит повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу.

2. Совершенствование правоприменения "дополняет" действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизм правового регулирования.

Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои "слабые стороны": нормативное регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, в правоприменение без нормативного (без общих правил) – в произвол.

Вот почему механизм правового регулирования должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества.

Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение – учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации.

3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.

Интересы человека – главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышение его эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, укреплению ее правового статуса.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве основного вывода можно отметить, что правовое регулирование выступает как инструмент социального управления и призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивать реализацию позитивных интересов граждан. 

Наиболее важные, значимые для общества в целом правила поведения, участвующие в процессе правового регулирования, формируются и складываются во взаимоотношениях между людьми, в самом обществе.

Правовое регулирование – это сложный процесс правового упорядочения общественных отношений при помощи спонтанно формируемых в обществе норм права и правовых предписаний, устанавливаемых государством в нормативно-правовых актах. Это целостный процесс правового упорядочения общественных отношений, возникающий через взаимодействие его системных элементов.

Государство, принимая к спонтанно возникающим в обществе нормам права юридическую силу (санкционируя их), тем самым, принимает на себя обязанность защищать эти нормы, охранять их, предотвращая возможные нарушения, в общем, гарантировать их функционирование, т. е. обеспечивать возможность людям действовать, преследовать те или иные цели. Функции государства в правовом регулировании охватывают также создание специальных правил организации общества и государственной власти.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета.-1993.-25 декабря: Российская газета.-2009.-21 января.

Гражданский кодекс. М., Инфра – М., 2003.

Александров Н. Г. и др. Теория государства и права. – М.: Юридическая литература, 1968. 

Алексеев С. С. Общая теория права. М.: Юридическая литература, 1982. 

Алексеев С. С. Правовые средства: постановка проблемы, понятия, классификация // Советское государство и право. – 1987.  - № 6.

Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие.

Составители Бабаев В. К., Баранов В. М., Толстик В. А. – М.: Юрист, 1999 г.

Бобылев А. И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. – 1999. - № 5.

Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Москва, 2002 г. Т. 2. 

Горшенев В. М. Участие общественных организаций в правовом регулировании. – М.: 1963. 

Комаров С. А. Общая  теория государства  и права в схемах и определениях. – М.: Юрайт, 2002.  

Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. О. Е. Кутафина – 2-е .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.